Махачкалинский порт в годы Великой Отечественной войны: перевозка нефтепродуктов и военных грузов

В середине августа 1942 г., в самое тяжелое время битвы за Кавказ, из Махачкалинского порта на Астраханский рейд и в Красноводск было перевезено до 400 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 135 тыс. тонн бензина. Причем перевозка производилась на нефтеналивных судах, не приспособленных для транспортировки бензина. Грузооборот Махачкалинского порта в 1942 г. значительно вырос, и он стал основным портом по перевозке грузов.
Большую работу выполнил порт по перевозке войсковых контингентов и боевой техники непосредственно для фронта. Только в октябре 1942 г. в Махачкалинский порт поступило и затем было отправлено на фронт 100 танков. За три месяца 1942 г. (август–октябрь) из Астрахани прибыло 175 судов с войсками и боевой техникой для Закавказского фронта.
С началом войны большинство предприятий, занятых производством мирной продукции, было переведено на производство различного вооружения. В нашем городе наладили производство минометов, авиабомб, мин, гранат и патронов. Текстильщики и швейники изготовляли чехлы для минометов, белье и обмундирование для бойцов Красной Армии.
Из книги «Махачкала. Очерки по истории и культуре города».