Информация о порядке обращения с твердыми коммунальными отходами

В Российской Федерации с 2018 года реализуется реформа в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами. Это одна из составляющих национального проекта «Экология». В соответствии с ней в каждом регионе определена полномочная компания в сфере обращения с ТКО.

 

В Табасаранском районе утвержден Региональный оператор — МАУ «Горсервис» и на основании агентского договора № А-11 от 04.03.2021 г. деятельность по вывозу ТКО осуществляет ООО «Спецтехника» (далее по тексту Региональный оператор).

 

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг — введен новый раздел XV(1), полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с изменениями услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной. Это означает, что ежемесячная оплата услуги – обязанность и для физических лиц, и для юридических.

 

  1. Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Отходы, образованные вне жилых помещений, не относятся к ТКО, например, ветки деревьев, кустарников, листва, ботва, навоз и пр.

 

  1. Что такое КГО?

Крупногабаритные отходы (КГО) — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156)

Отходы, образовавшиеся в результате капитального ремонта помещений и зданий, Региональный оператор не вывозит.

 

  1. Кто должен заключать договоры на вывоз мусора?

В соответствии с ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Собственниками ТКО являются:

— собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 Жилищного Кодекса РФ);

— собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.) (п.148(1) ПП №354);

— Юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО.

 

  1. Как начисляется плата за услугу по обращению с ТКО?

Ежемесячная плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из размера тарифа и норматива накопления ТКО, установленные на территории Республики Дагестан в соответствии с зонами работ Региональных операторов. Исходя из них и численности конкретного населенного пункта определяется размер платы которая и выставляется.

 

  1. Нужен ли каждому жителю договор в письменной форме?

Договор на услугу по обращению с ТКО с населением – это публичная оферта. Он опубликован в СМИ вместе с информацией о тарифе и также размещен на официальном сайте Регионального оператора. После этого он считается автоматически заключенным с каждым домовладением. Заключение договора в письменной форме для собственников жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах не требуется.

 

  1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

Согласно Правилам обустройства мест накопления ТКО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039, обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

 

  1. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Органы местного самоуправления: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (ч.2 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Управляющие организации по управлению многоквартирными домами: Должны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (п. 3.7.1 Постановления Госстроя РФ 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В соответствии с СанПиН владелец контейнерной площадки обязан обеспечивать ее надлежащее содержание.

 

  1. Кто решает, где устанавливаются контейнеры?

Вопросы организации мест накопления (контейнерных площадок) в населенных пунктах, а также покупка самих контейнеров находятся в зоне ответственности органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. За ними же закреплена обязанность определения мест организации контейнерных площадок, ведения реестра мест накопления и размещения его в публичном доступе. Точка установки контейнерной площадки определяется районной администрацией с учетом плотности застройки и доступности контейнеров для обслуживающей спецтехники. Региональный оператор не вправе самостоятельно устанавливать контейнеры, его обязанность – осуществлять транспортирование ТКО с мест накопления, определенных органами местного самоуправления. Однако, местные жители в праве обратиться в администрацию с инициативой об их переносе при соблюдении вышеназванных требований.

 

  1. Как платить за услугу по обращению с ТКО?

Оплатить услугу по обращению с ТКО по отдельному платежному документу без комиссии возможно в отделениях АО «Почта России» — филиала в Дагестане и кассах по приему платежей ООО «РПРЦ».

 

  1. Откуда у Регионального оператора данные физических лиц для начисления платежей?

База данных абонентов формируется на основании сведений, полученных из открытых источников информации. Сведения о правообладателе, а также информация об объекте недвижимости закреплены в Росреестре и находится в свободном доступе.

В случае если собственник не согласен с информацией он в праве предоставить иные сведения, которые должны быть подтверждены документально.

 

  1. Какие документы необходимо предоставить для проведения перерасчета?

Для корректного начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений на лицевой счет
необходимо предоставить специалисту ООО «Спецтехника» следующие документы (оригиналы и копии):

— правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности/договор социального найма /выписка ЕГРН);

— паспорт (документ, удостоверяющий личность);

— чеки об оплате (для решения вопросов о зачислении денежных средств на лицевой счет);

— справка с места жительства или домовая книга.

— документ, подтверждающий временное отсутствие.

 

  1. Как и кому предоставляются льготы и субсидии?

Льгота предоставляется на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Ряд категорий граждан имеют право на льготы при оплате услуги по обращению с ТКО, а также жители, чьи расходы на оплату ЖКХ превышают максимально допустимую долю трат на этот вид услуг в совокупном доходе семьи.

За более подробной информацией необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения по Табасаранскому району

 

  1. Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и СанПиН. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Дополнительно для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.

При обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра Региональный оператор обращается в уполномоченные органы и высылает собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, Региональный оператор может устранить ее сам и через суд взыскать с собственника участка понесенные расходы.

 

  1. Я проживаю в сельской местности и у нас нет коммунальных услуг?

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги. (п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе и за обращение ТКО (п. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ).

 

  1. Что будет в случае отказа платить за вывоз мусора?

При возникновении задолженности в оплате услуги по обращению с ТКО срок более 3 месяцев региональный оператор вправе обратиться для взыскания задолженности через суд. В этом случае долг будет взыскан по решению суда, в том числе к оплате будут предъявлены судебные издержки и пени. Общий долг будет принудительно списан с банковской карты и банковского счета. Кроме того, судебные приставы наложить арест на движимое или недвижимое имущество должника вплоть до момента погашения задолженности.

 

  1. Какой порядок действия юридических лиц при взаимодействии с Региональным оператором?

Каждое юридическое лицо, предприниматель, собственник нежилых помещений обязан иметь договор в письменной форме на услугу по обращению с ТКО с Региональным оператором. Все ранее действующие договоры на вывоз ТКО становятся неправомерными. Нормативы накопления ТКО для каждой категории юридических лиц и предпринимателей установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан № 208 от 31.10.2019 г. «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Республики Дагестан».

Сведения о не оформивших договоры юридических лицах и предпринимателях передаются Регоператором в надзорные органы для последующего привлечения к административной ответственности. Отсутствие договора также грозит штрафными санкциями.

В случае возникновения просроченной задолженности 2 и более месяцев Региональный оператор начинает процесс взыскания задолженности через суд. В этом случае должник по решению суда погашает не только основную сумму долга, но и пени, судебные издержки и пр. Также должнику могут наложить арест на банковские счета организации, произвести принудительное списание средств с них, наложить арест на движимое и недвижимое имущество.

  1. Стоимость вывоза ТКО по Табасаранскому району

В соответствии с нормативами накопления твердых бытовых отходов, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, и предельных единых тарифов на услуги региональных операторов при обращении с твердыми бытовыми отходами, утвержденными Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, стоимость вывоза ТКО для физических лиц с учетом количества проживающих в отдельной взятых населенных пунктах составляет:

 

№ п/п Количество проживающих/прописанных лиц Стоимость оказываемых услуг (в месяц)
1 1 32 руб. 59 коп.
2 2 65 руб. 18 коп.
3 3 97 руб. 77 коп.
4 4 130 руб. 36 коп.
5 5 162 руб. 95 коп.
6 6 195 руб. 54 коп.
7 7 228 руб. 13 коп.
8 8 260 руб. 72 коп.
9 9 293 руб. 31 коп.
10 10 325 руб. 90 коп.