В Табасаранском районе прошел семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Мероприятие состоялось на базе модельной библиотеки села Хучни и было посвящено теме преемственности между детским садом и начальной школой в аспекте развития речи на родном (табасаранском) языке в условиях ФГОС.

Организаторами мероприятия выступили администрация района, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А.Тахо-Годи и Центр изучения родных языков.

Открывая работу семинара и приветствуя участников мероприятия от имени главы района Магомеда Курбанова, помощник главы муниципалитета по вопросам образования Алимагомед Казиев отметил, что в современном образовании сохранение родных языков приобретает особую важность. «Это необходимо для поддержания культурного наследия, национальной идентичности и гармоничного развития личности ребенка. Однако наблюдается тревожная тенденция – все меньше детей владеют табасаранским, а язык постепенно становится достоянием старшего поколения, что угрожает его исчезновением»,- сказал он.

С докладом о состоянии развития родной речи в дошкольных образовательных учреждениях района выступила главный специалист Управления образования района Айниса Маллалиева.

Она сообщила, что в соответствии с поручением главы района Магомеда Курбанова и планом Управления образования проводится активная работа по развитию родной речи во всех дошкольных образовательных учреждениях района. Педагоги проводят занятия, в которых используют игровые методы, беседы, тематические мероприятия, создают языковые уголки с дидактическими материалами и книгами на родных языках. Это помогает обогащать словарный запас детей, развивать родной язык, прививать интерес к языку и культуре.

Сохранение табасаранского языка требует комплексного подхода, включающего подготовку специалистов, разработку современных учебных материалов, создание полноценной языковой среды и активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Подробно о формировании языковой идентичности у детей дошкольников через табасаранский язык участникам мероприятия рассказала доктор филологических наук, директор Центра изучения родных языков при Даггосуниверситете Марина Гасанова.

Она акцентировала внимание на необходимости системной работы по формированию языковой идентичности с раннего возраста. Ее наблюдения в дошкольных учреждениях и школах показали тревожную тенденцию –большинство детей общаются между собой только на русском, хотя в дошкольном возрасте ребенок может освоить несколько языков.

В этой связи докладчик подчеркнула, что особенно важно начинать языковое развитие именно в семье, где закладываются основы родной речи. Однако она также отметила важность сохранения баланса между родным и русским языками, которые одинаково необходимы для полноценного развития ребенка.

Проблему преемственности между детским садом и начальной школой в аспекте развития речи на родном (табасаранском) языке в условиях ФГОС осветила в своем докладе Ширинат Джамалиева, старший научный сотрудник сектора родных языков Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А. А. Тахо –Годи.

Она отметила тенденцию постепенного снижения уровня владения табасаранским языком среди подрастающего поколения. По ее мнению, важным аспектом развития и сохранения родного языка являются также разработка и распространение специальных учебных пособий, адаптированных для дошкольных учреждений.

В свою очередь кандидат филологических наук, поэтесса Эльмира Ашурбекова отметила значимость художественного слова в развитии родной речи (табасаранской) дошкольников – стихов, сказок, пословиц и поговорок народа.

В обсуждении темы также приняли участие главный редактор республиканской газеты «Зори Табасарана» Гюлахмед Маллалиев и ветеран педагогического труда Багаутдин Курбанов.

В заключение дискуссии участники семинара выразили уверенность в том, что благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и деятелей культуры удастся сохранить и развивать табасаранский язык для будущих поколений.