Прокуратура Звонок от начальника и другие новые виды мошенничества. С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели, задачи и принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации. Пробация – совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. С 13 ноября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2023 № 511-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения» Данное Соглашение, подписанное в городе Чолпон-Ата 08.09.2022, определяет порядок взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам взаимного признания и исполнения вступивших в силу решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, за совершение которых законодательством Сторон предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, административного штрафа, административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами. С целью исполнения решений по делам об административных правонарушениях Стороны направляют друг другу запросы с приложением соответствующих документов, предусмотренных Соглашением. Материалы производств по делам об административных правонарушениях указанной категории имеют равную юридическую силу как в стране, где совершено административное правонарушение, так и в стране проживания лица, его совершившего. Основаниями для отказа в исполнении поступившего запроса являются ненаказуемость деяния, в связи с которым он поступил, несоответствие поступившего запроса требованиям Соглашения, а также если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету или безопасности Стороны проживания лица, в отношении которого поступил запрос. Центральным органом, обеспечивающим сотрудничество, со стороны Российской Федерации является Министерство внутренних дел Российской Федерации, со стороны Республики Беларусь – Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Каждая из сторон Соглашения уведомляет в письменной форме другую сторону о завершении внутренних процедур, необходимых для его вступления в силу, после чего Соглашение вступает в силу с даты получения последнего уведомления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен основаниями для привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда Cтатья 5.31 КоАП РФ дополнена частью 2, согласно которой состав административного правонарушения образует нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. За совершение данного правонарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Возмещение ущерба, причиненного преступлением путем предъявления гражданского иска по уголовному делу В качестве назначения уголовного судопроизводства законодателем на первом месте закреплена защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Лицо, которому причинен вред преступлением, имеет право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В уголовном судопроизводстве гарантией для пострадавшего от преступления лица является институт гражданского иска, который представляет собой льготный механизм защиты нарушенного права. В ходе предварительного расследования уголовного дела потерпевшему должно быть разъяснено следователем либо дознавателем право на предъявление гражданского иска. Гражданский иск по смыслу закона представляет собой требование физического или юридического лица о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ч. 1 ст. 44 УПК РФ). Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Важнейшем преимуществом такого иска в сравнении с исковым заявлением, предусмотренным гражданско-процессуальным законодательством, является упрощенная форма его предъявления. Каких-либо специальных требований к форме и содержанию гражданского иска законодателем не установлено, гражданину достаточно изложить фабулу уголовного дела, указать доказательства, подтверждающие наличие и размер причиненного ему ущерба. Предъявление лицом в рамках уголовного дела гражданского иска осуществляется в суд, рассматривающий данное дело, при этом гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, применение данного способа защиты удобно тем, что гражданский истец ссылается на доказательства, добытые органом расследования по уголовному делу; рассмотрение гражданского иска происходит в судебном заседании и его разрешение подлежит при постановлении приговора, для которого предусмотрен иной порядок обжалования и вступления в силу, чем для решения суда по гражданскому делу. Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором. В защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий выступает прокурор (ч. 3 ст. 44 УПК РФ). На основании п. 8 ст. 42 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, гражданским истцом могут выступать близкие родственники, перечень которых содержится в пункте 4 ст. 5 УПК РФ. Гражданским ответчиком, как правило, является обвиняемый. В случаях, когда вред причинен преступлением, совершенным несовершеннолетним, не имеющим доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, его родители (усыновители) или попечители либо организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором, привлекаются в качестве гражданского ответчика наряду с обвиняемым. Бремя доказывания характера и размера причиненного преступлением имущественного вреда лежит на государственном обвинителе. Имущественный вред, причиненный непосредственно преступлением, но выходящий за рамки предъявленного подсудимому обвинения (расходы потерпевшего на лечение в связи с повреждением здоровья; расходы на погребение, когда последствием преступления являлась смерть человека; расходы по ремонту поврежденного имущества при проникновении в жилище и др.), подлежит доказыванию гражданским истцом путем представления суду соответствующих документов (квитанций об оплате, кассовых и товарных чеков и т.д.). Для этого гражданский истец наделен правом собирать и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательств по уголовному делу (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). Суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. При этом такое решение должно быть всегда мотивировано в приговоре. Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему. Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования. За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уплата алиментов по соглашению сторон Согласно статье 99 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов — между законными представителями этих лиц. Такое соглашение заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Соглашение может быть изменено или расторгнуто в любое время по взаимному согласию сторон. При этом изменение или расторжение соглашения об уплате алиментов должно быть произведено в той же форме, что и само соглашение об уплате алиментов. В случае существенного изменения материального или семейного положения сторон и при недостижении соглашения об изменении или о расторжении соглашения об уплате алиментов заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения. Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении. Вместе с тем размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов определяются этим соглашением. Алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов. Расширен круг лиц, которым установлена ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2023 № 912 ежемесячные выплаты трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы установлены для родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя), неработающего либо осуществляющего трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому, – в размере 10 000 рублей, другим неработающим лицам – в размере 1 200 рублей. Ранее выплата в размере 10 000 рублей осуществлялась только неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Изменения вступили в силу с 01.01.2024. Верховный Суд Российской Федерации признал ошибочной позицию нижестоящих судов о допустимости распространения звуковой рекламы посредством использования колонок, подключенных к светодиодному экрану на стене здания. Кинотеатр транслировал рекламу через светодиодный экран на внешней стене здания. На его ступенях стояли колонки, из которых шел звук для видео. По мнению УФАС, юридическое лицо нарушило запрет распространять звуковую рекламу с помощью звукотехнического оборудования, которое смонтировали и расположили на конструктивных элементах здания. Не согласившись с вменяемым нарушением, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд. Три судебные инстанции признали недействительными предписание антимонопольного органа. По мнению ВС РФ, введенный частью 3.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрет на распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, призван обеспечить тишину и покой граждан, создать благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие население. Следовательно, при применении и толковании рассматриваемых положений закона необходимо учитывать цель данного правового регулирования и принимать во внимание все обстоятельства, связанные с распространением рекламы, не ограничиваясь лишь установлением способа размещения звукопередающего устройства. ВС РФ поддержал позицию антимонопольного органа и отметил, что трансляция рекламы со звуковым сопровождением с длительными временными интервалами создает звуковую нагрузку в общественных местах, а тот факт, что колонки были размещены на ступенях здания, а не на стене, крыше здания, строения, сооружения, не влияет на вывод о недопустимости распространения звуковой рекламы вблизи указанных объектов. Определением ВС РФ от 28.09.2023 № 302-ЭС23-11764 решения нижестоящих судов отменены, в удовлетворении требований истца отказано. С 5 января 2024 года экстренная скорая помощь может быть оказана без согласия пациента Согласно ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека; в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния; при проведении судебно-медицинской экспертизы, судебно-психиатрической экспертизы; при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель. Федеральным законом от 25.12.2023 № 678-ФЗ внесены дополнения в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым скорая медицинская помощь может быть оказана без оформления согласия на медицинское вмешательство при условии оказания вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медицинской помощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства. Изменения вступили в силу с 5 января 2024 года. Электронный сертификат как форма обеспечения гражданина техническими средствами реабилитации Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида в порядке очередности в соответствии с датой подачи заявления путем: — обеспечения техническими средствами реабилитации по итогам проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; — выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные изделия; — предоставления электронного сертификата для самостоятельного приобретения средств реабилитации. Электронный сертификат— запись в электронной форме, размещенная в специализированной Государственной информационной системе и содержащая сведения о праве гражданина Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств и используемая для подтверждения их оплаты в установленном объеме. Уведомление о принятом решении о приобретении технического средства с использованием электронного сертификата направляется территориальным органом СФР в течение 8 рабочих дней, а в случае подачи заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, в срок, не превышающий 6 рабочих дней со дня поступления заявления. Информирование о формировании электронного сертификата и содержащихся в нем сведений осуществляется посредством выдачи уполномоченным органом выписки из реестра электронных сертификатов на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такая выписка выдается бесплатно. Использование электронного сертификата при оплате изделия обеспечивается посредством банковской карты, указанной гражданином в заявлении и сведения о которой содержатся в электронном сертификате. Если стоимость технического средства реабилитации превышает определенную в установленном порядке предельную стоимость, гражданину придется оплатить разницу в стоимости за счет собственных средств. Инвалид вправе отказаться от приобретения изделия с использованием электронного сертификата в течение срока его действия путем подачи в уполномоченный орган обращения в письменной форме и воспользоваться иными способами обеспечения средством реабилитации. Административная ответственность за продажу лекарств без рецепта Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 50 000 руб. до 100 000 руб.; — на юридических лиц от 150 000 руб. до 200 000 руб. Согласно примечанию к данной статье, фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица. Преступления совершённые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Прокуратура Табасаранского района Республики Дагестан разъясняет жителям районе о праве обращения с жалобами в органы прокуратуры на действия (бездействие) должностных лиц правоохранительных органов, отказавших в принятии заявлений о неправомерном списании денежных средств с Ваших счетов. Освобождение от ответственности за пособничество терроризму Лицо, совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Способствование предотвращению либо пресечению преступления лица может выражаться в т.ч. в совершении каких-то определенных действий, например оказании помощи в освобождении заложников, в уговоре террористов прекратить свои действия, их разоружение, отказ в совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации и т.д. О некоторых мерах по противодействию легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма Подписан Федеральный закон от 21.12.2021 №423-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он направлен на оптимизацию подходов к применению кредитными организациями мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Федеральным законом предусматривается создание механизма оценки Банком России и кредитными организациями степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – клиенты). По результатам такой оценки каждый клиент должен быть отнесён к одной из трёх групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций – низкой, средней или высокой. При этом Банк России доводит до кредитных организаций информацию о проведённой им оценке, а кредитные организации вправе использовать данную информацию в качестве дополнительного фактора, влияющего на осуществляемую ими оценку. Федеральным законом предполагается применять дифференцированный подход к обслуживанию клиентов, которые отнесены кредитной организацией к той или иной группе риска. В частности, предусматривается, что клиенту, который отнесён кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, данная кредитная организация не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств получателю средств – юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), который отнесён указанной кредитной организацией либо Банком России (в случае если получатель средств находится на обслуживании в другой кредитной организации) к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. Наряду с этим в отношении клиента, который одновременно и кредитной организацией, и Банком России отнесён к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, кредитная организация применяет ограничительные меры, в том числе не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счёта (вклада, депозита). В целях защиты прав и интересов клиентов, которые отнесены к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и в отношении которых применены ограничительные меры, Федеральным законом предусмотрено информирование таких клиентов о применении указанных ограничительных мер, а также право на их обращение в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, с заявлением об отсутствии оснований для применения ограничительных мер. Об ответственности за пропаганду нацистской атрибутики Статьей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Так, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. За изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Вместе с тем, не запрещается использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 N 732 «утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления. Объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления, подразделяются на объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления стационарного типа и объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления нестационарного типа. Объекты (территории) стационарного типа представляют собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений. Объекты (территории) нестационарного типа представляют собой туристские палатки или иные аналогичные изделия (мобильные конструкции), размещаемые в естественных природно-климатических условиях. Следует отметить, что новые требования не распространяются: а) на объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления, подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; б) на объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и их оздоровления, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием); в) на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на туристские походы любой продолжительности (не связанные с организацией отдыха детей и их оздоровления на объектах (территориях) нестационарного типа), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, возлагается на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) стационарного типа и объектах (территориях) нестационарного типа. Ответственность за проведение организационных мероприятий, включающих обследование и категорирование объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Актуализирован порядок направления в Росреестр документов для внесения сведений в ЕГРН» Постановлением Правительства РФ от 09.12.2021 N 2241 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости». В частности, установлены требования к направляемым документам (содержащимся в них сведениям) в случае принятия решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд, решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд и его отмене, решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, а также в случае включения организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Утверждены требования к реализации мероприятий, осуществляемых за счет субсидии на господдержку малого и среднего предпринимательства Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 142 утверждены требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» Постановлением определены требования к реализации следующий мероприятий, в частности: направленных на обеспечение льготного доступа субъектов МСП к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций; направленных на обеспечение предоставления субъектам МСП поручительств (гарантий) фондов содействия кредитованию; направленных на предоставление услуг физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, субъектам МСП, а также физлицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП; направленных на оказание комплексных услуг и (или) предоставления финансовой поддержки в виде грантов субъектам МСП, включенным в реестр социальных предпринимателей; направленных на обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний. Утверждены правила предоставления грантов малому бизнесу и социально ориентированным НКО Малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации, приостановившие работу из-за противоэпидемических мер, смогут получить гранты от государства. Об этом подписано постановление Правительства РФ от 7 сентября 2021 года №1513. Мера поддержки будет действовать в городах, где начиная с 1 августа 2021 года вводились ограничения на работу предприятий из-за распространения COVID-19. Для получения компенсации необходимо подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. При этом организация должна быть зарегистрирована либо в едином реестре субъектов МСП, либо в реестре НКО, пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Размер компенсации за каждые две недели простоя будет равен половине минимального размера оплаты труда в расчёте на одного сотрудника. На случай продления ограничений предусмотрена возможность увеличения грантов до одного МРОТ. Принятое постановление поддержит бизнес и НКО на фоне противоэпидемических ограничений, действующих в некоторых российских регионах. Определен порядок организации образовательного процесса в образовательных организациях, подведомственных Минздраву России» Приказом Минздрава России от 12.11.2021 № 1047 определен порядок организации образовательного процесса в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации. Руководителям таких организаций в соответствии с региональными актами, издаваемыми исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории РФ, необходимо обеспечить: соблюдение работниками и обучающимися мер по профилактике распространения COVID-19; проведение информационно-разъяснительной работы среди работников и обучающихся по вопросам профилактики COVID-19; реализацию образовательных программ в очной форме обучения при соблюдении условий, указанных в методических рекомендациях Роспотребнадзора. Руководители организаций также вправе обеспечить практическую подготовку обучающихся в медицинских организациях и привлекать к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 физических лиц без сертификата специалиста в соответствии с актами Минздрава России. Утверждено постановление о беззаявительном порядке выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Согласно постановлению Правительства РФ от 23.11.2021 №2010 с 2022 года все больничные листы будут оформляться только в электронном виде, а пособия по ним начисляться автоматически. Беззаявительный порядок также распространится на выплаты пособий по беременности и родам и при рождении ребёнка. Пособия, как и прежде, будут выплачиваться напрямую из Фонда соцстрахования, только теперь гражданам не придётся подавать для этого никаких заявлений и документов. Сведения о размере заработной платы, уходе в отпуск по беременности и родам будут поступать в ФСС от работодателя, а о факте рождения ребёнка – из информационной системы ЗАГС. Электронные листки нетрудоспособности больницы и поликлиники будут загружать в единую информационную систему Фонда социального страхования («Соцстрах»). Уже оттуда информация об открытии, продлении или закрытии больничного автоматически поступит работодателю, а также самому сотруднику в личный кабинет на портале госуслуг. На основании полученных сведений и документов ФСС рассчитает сумму пособия и выплатит её работнику. Информация о назначении и выплате пособия будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) и направляться гражданам в личный кабинет на портале госуслуг. При необходимости для проверки сведений ФСС может запрашивать дополнительную информацию у Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы и других государственных учреждений. Новый порядок уменьшит объём бумажной работы для работодателей, избавит граждан от подачи заявлений и ускорит перечисление выплат. И.о. прокурора района младший советник юстиции Р.А. Имамов Основания помещения ребенка в организацию для детей-сирот К организациям для детей-сирот в соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации относятся образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Помимо смерти родителей, дети могут остаться без их попечения в следующих случаях: — лишения родителей родительских прав или ограничения в родительских правах; — признания родителей недееспособными; — болезни родителей; — длительного отсутствия родителей; — уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, иных аналогичных организаций; — при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; — в других случаях отсутствия родительского попечения. Также дети могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот, если родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности в отношении детей. Выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их учетом и устройством в организации для детей-сирот занимаются органы опеки и попечительства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки, попечительства, устройства в приемную либо патронатную семью. Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности, осуществляется по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет, на основании соглашения, заключаемого между органом опеки и попечительства, организацией для детей-сирот и законным представителем ребенка. Особенности допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля по уголовному делу установлены ст. 191 УПК РФ Статьей 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определены особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. При допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего необходимо обязательное участие законного представителя, а для лиц, не достигших 16 лет — педагога или психолога. Следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля: — в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа; — в возрасте от 7 до 14 лет более одного часа, а в общей сложности – более двух часов; — в возрасте старше 14 лет более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им лишь указывается на необходимость говорить правду. Также при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних указанной категории обязательно применение видеозаписи или киносъемки за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель, либо его законный представитель против этого возражает. Новые виды доходов, из которых удержат алименты Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1908 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», вступившим в силу с 11.11.2021, принят новый перечень видов заработной платы и иных доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Дополнительно в перечень включены: — доходы, полученные физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; — доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счете) в банках; — суммы возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет. Последствия ограничения родительских прав Главным последствием ограничения родительских прав в рамках ст. 73 Семейного кодекса РФ является отобрание ребенка у родителей. Они при этом лишаются права лично воспитывать ребенка, выбирать для него образовательную организацию и форму обучения, защищать его права и интересы личного характера, выступать в роли его законных представителей. Ограниченные в правах родители лишаются всех льгот и государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей. Если суд принимает решение об ограничении родительских прав обоих родителей (либо одинокой матери или одинокого отца), ребенок передается органу опеки и попечительства, который устраивает его в организацию для детей-сирот, либо устанавливает опеку (попечительство). Если в родительских правах ограничен только один из родителей, а другой продолжает заботиться о ребенке, орган опеки и попечительства должен оказать ему помощь. Если родитель болен или находится в сложном материальном положении, ребенок может быть временно устроен в одно из детских учреждений или над ним может быть установлена опека. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается срок действия его полномочий. Имущественные права отобранного у родителей ребенка обязаны охранять опекун (попечитель), приемный родитель либо детское учреждение, в которое передан ребенок. Ограничение в родительских правах не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка, поэтому суд взыскивает с родителей (одного из них) алименты на ребенка, причем независимо от того, было такое требование в исковом заявлении или нет. Законом четко регламентированы жилищные права ребенка — он либо остается жить в том же помещении, где жил ранее с родителями, ограниченными в родительских правах (при этом его интересы защищает другой родитель, опекун или попечитель), либо переселяется к опекуну, попечителю или в организацию для детей-сирот. Во всех этих случаях он сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Родители, даже если ребенок с ними не проживает, не могут отчуждать жилое помещение, в котором ребенок имеет право собственности либо право пользования (право проживания) без согласия органа опеки (попечительства). Ограничение родительских прав не затрагивает прав ребенка. Он сохраняет не только право на получение наследства после смерти родителей, но и все другие имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками. Решение о форме и продолжительности контрактов ребенка с родителями принимает лицо или организация, которые непосредственно заняты его воспитанием. Это могут быть личные встречи различной продолжительности, переписка, телефонные переговоры, которые помогают сохранить связь с ребенком, поддержать в нем добрые чувства к родителю. Единственное условие — контакт должен осуществляться вне стен дома, где существовала и существует угроза для ребенка. «Чем грозит склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет?» Растет число преступников, использующих анонимность интернета, и пропагандирующих потребление наркотиков. Зачастую пользователей сети вовлекают в наркоманию своим примером: например, человек изготавливает вещество в прямом эфире, собирает огромное количество просмотров, и ему за это ничего не будет. Статья 230 Уголовного кодекса РФ и статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ претерпели изменения в феврале 2021 года (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ). Введена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет. В соответствии с Постановлением Верховного суда РФ склонение к потреблению наркотиков «может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство». Наказание за нарушение этого закона составит до 10 лет лишения свободы. Выявление лиц, совершивших указанное преступление, возможно по заявлению лица, которого пытаются склонить к употреблению наркотических средств, либо через изъятие и осмотр компьютерного оборудования, сотового телефона в рамках расследования возбужденного уголовного дела, а также путем предоставления скриншотов переписки, в случае утраты информации. Если в правоохранительные органы попадет переписка в интернете или отдельно взятый пост, где будет усматриваться склонение какого-либо лица или группы лиц к употреблению наркотиков, неважно, будет это диалог «ВКонтакте», сторис в Instagram или пост в Twitter, в любом случае это будет являться основанием для возбуждения уголовного дела. «Уголовная ответственность за организацию либо содержание притонов» Статьей 232 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что организация или содержание притонов создают соответствующие необходимые условия для массового незаконного употребления наркотических средств или психотропных веществ. Преступления, предусмотренные частью 1 этой статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а действия, указанные в части 2 и 3 уже являются тяжкими преступлениями. Под притоном понимается жилое или нежилое помещение, которое используется для массового потребления наркотических средств или психотропных веществ (например, квартира, дом, дача, сарай, подвал, чердак, гараж, беседка, развлекательное заведение). Под организацией притона понимаются действия по подысканию, приобретению, найму жилого или нежилого помещения, финансирование, ремонт, обустройство помещения различными приспособлениями и тому подобные действия, совершенные в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами. Использование лицом уже имеющегося у него помещения для потребления наркотических средств признается организацией притона лишь в случае приспособления такого помещения под притон (например, ремонт, переделка помещения, оборудование его вытяжными, вентиляционными системами, установка в нем техники, приборов, приспособлений для приготовления и потребления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, техники для обеспечения конспирации клиентов и т.п.). Содержанием притона признаются действия лица по использованию помещения, отведенного или приспособленного для потребления наркотических средств, по оплате расходов, связанных с существованием притона либо эксплуатацией помещения, например, внесение арендной платы за его использование, регулирование посещаемости, обеспечение охраны и т.д. При этом не имеет значения, какую цель преследовал виновный (корыстную или иную). Под систематическим предоставлением помещений в статье 232 УК РФ понимается предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов более двух раз. Субъект преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если организатор или содержатель притона снабжал посетителей притона наркотическими средствами или психотропными веществами либо склонял других лиц к их потреблению, то его действия при наличии к тому оснований будут квалифицированы по совокупности преступлений за организацию или содержание притона и за сбыт наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ) или склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ). Наказание за все вышеперечисленные деяния – лишение свободы. Об известных адресах содержания наркопритонов необходимо сообщать в правоохранительные органы, в том числе анонимно. Наркоманы могут быть лишены родительских прав» Если по заключению наркологического диспансера или иной медицинской организации родитель является хроническим алкоголиком или наркоманом, он в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ может быть лишен родительских прав. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным. Токсикомания при этом не является самостоятельным основанием для такого лишения. Родители, страдающие бытовым пьянством, также могут быть лишены своих прав на основании систематического невыполнения родительских обязанностей. При этом, в случае лишения родительских прав, родитель: — лишается права лично воспитывать ребенка и общаться с ним; — не может в дальнейшем получать содержание от своего совершеннолетнего ребенка; — не может представлять интересы ребенка в качестве его законного представителя; — лишается всех льгот, предоставляемых государством родителям: права на дополнительные отпуска, на предоставление отпуска по уходу за ребенком и т.п. — лишается права на получение всех государственных пособий, связанных с наличием детей: государственного пособия гражданам, имеющим детей, пособия по уходу за ребенком и т.п.; Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора вне зависимости от того, им ли подан иск. «Ужесточена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации тракторов» С учетом внесенных в текущем году изменений ужесточена административная ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования. Согласно статье 9.3 КоАП РФ за нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Ранее санкция статьи 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливала административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц — от 500 до 1 тысячи рублей. «Введена административная ответственность за принудительную высадку из автобуса несовершеннолетнего, следующего без сопровождения взрослых« Федеральным законом от 20.04.2021 №98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, следующего без сопровождения взрослых. В настоящее время пассажир без билета, отказывающийся от оплаты проезда, должен сойти на ближайшей остановке. Однако, это требование не распространяется на детей в возрасте до 16 лет, если они едут без сопровождения совершеннолетнего. В случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на водителя может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Как правильно переходить улицу, чтобы избежать штрафа?» Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, обязывают пешеходов к передвижению по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Кроме того, в обязанности пешехода входит пересечение дороги по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В случае отсутствия в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).Санкция ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. «Упрощены условия рефинансирования ипотечного кредита, на погашение которого направлены средства материнского капитала« Постановлением Правительства №603 от 16.04.2021 внесены изменения в правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, согласно которым в течение 6 месяцев после погашения ипотеки с помощью нового кредита заемщик обязан был оформить жилое помещение в общую собственность семьи владельца сертификата. В таком случае рефинансирующий банк получал в залог квартиру, собственниками которой в том числе являлись несовершеннолетние граждане. По этой причине банки отказывались на рефинансирование ипотеки с маткапиталом. Теперь семьи смогут оформлять квартиру на детей после полного погашения кредита, предоставленного банком, рефинансировавшим ипотеку. Объявление Внесены изменения в Федеральные законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов